В Великий пост многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви – таинству Елеосвящения, или Соборования.
Однако многим людям, принявшим православное крещение, о таинстве Соборования мало известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?
Об этом рассказал настоятель Свято-Троицкого храма отец Павел Калинин, где дважды за Великий пост совершалось Соборование. В эти дни храм, который находится в состоянии реконструкции, с трудом вместил всех прихожан.
Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на это будет Божья воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение забытых грехов. Не тех грехов, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы осознаём и пытаемся преодолевать. У каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься, что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. И если такой человек приносит искреннее покаяние, то в таинстве Соборования получает прощение неупомянутых (помимо своей воли) на исповеди грехов.
Что же касается телесного выздоровления: оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Болезни нередко посылаются нам за грехи для исправления. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования отчасти сродни таинству Покаяния.
Как правило, к участию в Соборовании прибегают раз в году. Для этого человек сам должен прийти к сознанию того, что он нуждается в исцелении: не только в телесном (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.
Как происходит таинство Елеосвящения?
Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уже совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с перечислением имен тех, кто принимает таинство Елеосвящения. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением
особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для самостоятельного помазания.
Перед либо после того как человек соборовался в храме, ему желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.