О храме

1 История Храма в дореволюционный период. (Как все начиналось).

2 Жизнь Храма в Советскую эпоху.

3 Современный период Храма.

4 Из истории освящения храма.

Как все начиналось.

7  марта  1905  года  Архиепископ  Ставропольский  и  Екатеринодарский Агафодор  направил  ходатайство  начальнику  Кубанской  области  с  изложением существа  дела и попросил его «оказать свое содействие в отводе на одной из площадей с. Армавир приличного и удобного места под постройку второго (первый – Свято — Никольский Храм) православного храма, существенно необходимого для многочисленного православного населения с. Армавир». Но вопрос о строительстве новой церкви так и не нашел своего разрешения, поскольку армянское общество не давало согласия на отвод избранного православным обществом места для ее постройки – на площади у кургана за полотном железной дороги.

В 1908 году гражданские власти поставили условием для отделения места под храм наличием у православного общества не менее 30 тыс. рублей для строительства.

Армавир между тем быстро разрастался, и, наконец, 12 декабря 1910 года сельский сбор села постановил: «находящееся в сел. Армавир в квартале № 171 на углу Маломинской и Хуторской улиц плановое место… отвести в бессрочное и безвозмездное пользование и распоряжение общества православных прихожан с. Армавир исключительно под постройку православного храма, церковных строений и школы без права отчуждения в посторонние пользование». На определенном для постройки храма месте 12 апреля 1911 года священниками Свято – Никольского Храма был отслужен молебен. 9 мая 1912 года благочинный церквей 25 округа Кубанской области священник Г. Осецкий направил в Духовную Консисторию рапорт со списком членов комитета по постройке Храма, избранного прихожанами Николаевской Церкви 26 февраля 1912 года. В комитет вошли: священник Леонид Дмитриевский, Алексей Остапенко, Симеон Познышев, Петр Путятин, Максим Герасименко, Николай Лактионов, Димитрий Мезеров, Козьма Петров, Григорий Сабиров, Василий Ковалев, Захарий Дерека, Николай Захаров, Андрей Дзюба и Михаил Белый.

В связи с событиями Первой мировой войны строительство Храма затягивалось. Храм строился исключительно на средства, пожертвованные прихожанами. Собирать же деньги в военное время было трудно. Но с Божией помощью Храм потихоньку, но все- таки строился.

28 апреля 1916 г. Благочинный вручил членам строительного комитета акт осмотра сооруженного храма для предоставления Его Преосвященству при прошении о разрешении освятить Храм.

По благословению Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафадора, 26 мая 1916 г. состоялось торжественное освящение новосозданного Свято-Троицкого Храма, которое совершил Преосвященный епископ Михаил Александровский, при большом стечении молящихся.

Своим приездом в Армавир епископ Михаил оставил по себе в народе долго добрую память.

Изначально Священнослужителями Свято-Троицкого Храма были священники Свято-Никольского Храма. Но в последствии в Свято-Троицком Храме образовался самостоятельный причт. 7 ноября 1916 г. В Свято-Троицкий Храм был назначен первый настоятель – Священник Александр Уколов. В феврале 1917 года священник Троицкого Храма Александр Уколов представил в Духовную Консисторию рапорт о том, что «во вновь освященной церкви г. Армавира во имя Святой и Живоначальной Троицы в настоящее время совершаются все богослужения и удовлетворяются все религиозные нужды прихожан». Во время Революции 1917 года и после Милостию Божией Храм не закрывался. Вообще в это тяжелое для народа и страны время Храм играет очень большую роль. Народ стекался в Храм к Богу находя там утешение.

 

2. Жизнь Храма в Советскую Эпоху.

Вплоть до 1937 года, Свято-Троицкий Храм не закрывался. В 1937 году Храм был закрыт Советской властью, и церковная жизнь на этот момент закончилась. Храм начал потихоньку разрушатся. К началу Великой Отечественной войны в городе из всех ранее имевшихся Храмов остался  только полуразрушенный Свято-Троицкий Храм.  И  вот  Милостию  Божией, в декабре 1942 года, протоиерей Леонид Дмитриевский назначается настоятелем Свято-Троицкого Храма с надеждой на восстановление в это трудное военное время. И действительно первая служба в Церкви состоялась в День Святой Троицы в 1943 году, т. е. буквально через несколько месяцев. За 8 лет своего настоятельского служения протоиерей Леонид Дмитриевский с помощью верующих не только полностью восстановил Церковь, но по возможности для военного времени было произведено ее внутреннее украшение. В 1950 году в связи с возрастом протоиерей Леонид Дмитриевский был уволен за штат. На период служения протоиерея Леонида в Храмах г. Армавира досталось трудное время: две войны (1-я мировая и Великая Отечественная), период советской антирелигиозной пропаганды. За свои заслуги перед Отечеством и Церковью протоиерей Леонид Дмитриевский награжден: 16.04.29. – наперстным крестом с украшениями, 27.07.32. – Митрой. Умер протоиерей Леонид в 1960 году в г. Армавире и похоронен на городском кладбище.  Добрая память об Отце Леониде и до сих пор сохраняется среди старых прихожан. Он был настоящим пастырем. После Отца Леонида Дмитриевского, настоятелями в Храме были следующие священники: Протоиерей Александр Волконович (1955 г.), Священник Георгий Строев (1956-1957г.г.), Священник Андрей Грудьев (1958 г.), Протоиерей Василий Черныш (1959 г.), протоиерей Иаков Христофоров (1960г.), протоиерей Георгий Зайцев (1961 г. – сент. 1964 г.), протоиерей Михаил Самойленко (ноябрь 1964 г. – январь 1985 г.), Игумен Сергий Стуров (1985 г. – август 1987 г.), протоиерей Петр Клитовченко (авг. 1987 г. – 1990 г.). При  Отце Петре Клитовченко, в 1988 г. в Храме был обновлен иконостас.

Начиная с 1942 года, и в течении всей Советской эпохи Свято-Троицкий Храм совершенно не закрывался, и в нем совершались все Богослужения и требы. Это был единственный православный  Храм на весь город Армавир, в течении всей Советской эпохи. Практически все население города, принимало Святое Таинство Крещения именно в этом Храме. Это самый старый и сохранившийся до наших дней Храм в городе.

Свято-Троицкий-Храм.-Восстановленый-после-ВОВ.-3

3. Современный период Храма.

Более полувека Свято-Троицкий Храм, был единственным местом молитвы для всех православных людей г. Армавира, с населением более 100 тыс. человек.

В 1990 году Правящим Архиереем, настоятелем Свято-Троицкого Храма, назначается протоиерей Сергий Токарь.

С началом 90-х годов Свято-Троицкий Храм именуется Кафедральным Собором  Майкопской и Армавирской Епархии.  В 1995 году построена новая колокольня. Крест на колокольне освящал Преосвященный епископ Майкопский и Армавирский Александр. Титул «Собора» Свято-Троицкому Храму оставлен и поныне. В Соборе во имя Живоночальной Троицы оборудывается новый правый предел, с освященным престолом в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В настоящее время Свято-Троицкий Собор находится на стадии Реставрации. Можно сказать что строится новый Собор. Старые стены Храма уже ветхие и требуют реставрации. С Благословения Божьего и молитвами прихожан эта работа уже ведется более 10 лет.

С 2014 года настоятелем собора является Епископ Игнатий. В настоящее время в Храме несут послушание 4 священнослужителя: Ключарь собора Протоиерей Андрей Солоп, Иерей Евгений Тарасеев, Иерей Николай Маркарян, Иеромонах Паисий (Мирошниченко). Ежедневно в Храме совершаются Богослужения. В воскресные и праздничные дни совершается две Божественных Литургии (ранняя и поздняя); также регулярно совершаются все Таинства и Требы. Каждое Богослужение сопровождается произнесением проповеди.

Пастырское служение Священнослужителей Свято-Троицкого Собора не замыкается в ее стенах. Священнослужители также сотрудничают , с домом для инвалидов и престарелых, детскими садами, военкоматом, родильным домом, тюрьмой, отделом ЗАГС, — где также несут просвещение православной веры.В данное время Свято-Троицкий Собор насчитывает около 500 постоянных прихожан.

Благодаря Господу Богу и активному участию священнослужителей Свято-Троицкого Собора в жизни города и судьбах людей приход Храма увеличивается с каждым годом.

В 2016 году Свято-Троицкому Собору исполнилось 100 лет.

4. Из истории освящения храма

«Освящение Троицкого Храма»

«Освящение вновь  построенной церкви во имя Св. Троицы будет совершенно 14 мая. Отделка церкви внутри и снаружи закончена. Ко дню освящения предложено пригласить Ставропольского епископа Агафодора. К освящению готовиться хор певчих любителей под руководством Елевича».                                                                                                                      газета «Отклики Кавказа» 28 апреля 1916г.                                                                                             Иванов Е.М. «Армавир мой город родной», с. 248

26 мая в Армавире назначено освящение вновь построенной церкви во имя СВ.ТРОИЦЫ. Освящение храма будет произведено Епископом Ставропольским Михаилом.»
газета «Отклики Кавказа» 21 мая 1916 г. 1
Иванов Е.М. «Армавир мой город родной», с 249

26 мая с раннего утра раздался звон во вновь построенной церкви во имя Св.Троицы. Жители привокзальной стороны спешили в свой храм, построенный на трудовые гроши. Вскоре, храм и ограда его, наполнились молящимися. Затем прибыл в храм в сопровождении духовенства Преосвященный епископ Михаил Александровский и по облачении совместно с духовенством освятил храм и совершил литургию и молебствование о здравии Государя Императора, Государыни Императрицы, наследника цесаревича, всего царствующего Дома, христолюбивого воинства и создателей храма.
Перед молебствием Преосвященный Михаил произнес соответствующую проповедь и тут же была прочтена телеграмма о победе русских войск над австрийцами. Во время всей службы пели два хора в отдельности: на левом клиросе хор Николаевской церкви, а на правом — любителей под управлением г.Елевича. По окончании богослужения епископ, духовенство, городской голова, приглашенные гости и певчие, проследовали встроенную в ограде большую палатку, в которой и разделили скромную трапезу. Вновь освященный прекрасный храм создан исключительно на трудовые копейки прихожан, беднейшего населения Армавира, да еще в такое, трудное время. Окраина города, отрезанная от центра, не лишена более исполнения церковных молений. В создании этого храма необходимо отметить те энергичные труды, которые проявил строительный комитет, а так же не оскудевающую руку прихожан.

После совершения трапезы епископ, благословив присутствующих на трапезе и пожелав им всего лучшего, отбыл в свою квартиру, а вечером с почтовым поездом, в сопровождении духовенства и представителей города, отбыл в Ставрополь.

Своим приездом в Армавир епископ Михаил оставил по себе на долго добрую память. А Барышников».

газета «Отклики Кавказа» № 118, 28 мая 1916 г.

Иванов Е.М. «Армавир мой город родной», с 249

«Во вновь освященной церкви во имя Св.Троицы сегодня, 29 мая, престольный праздник. Это первое в этом храме празднование престольного праздника».

газета «Отклики Кавказа» 29 мая 1916 г.

Иванов Е.М. «Армавир мой город родной», с 249

‘Приход без священника»

Прихожане Троицкой церкви просят отметить, что вновь построенная большими трудами прихожан церковь до сих пор остается без священника.

Ьыл назначен священник из Николаевской церкви, но тот отказался занять назначенное ему место и предпочел остаться в Николаевской церкви. При таком положении прихожане, имея церковь, остаются без священника. И когда оудет назначен другой священник — неизвестно.

Между тем, прихожане в будние дни для треб принуждены обращаться к священникам Николаевской церкви и привозить их на извозчиках, а это сопряжено с большими неудобствами и большими расходами.

газета «Отклики Кавказа» № 247, 6 ноября 1916 г.

«Безвыходное положение»

Вновь построенная церковь во имя Св.Троицы состоит должной колокольному заводу Соколова в Челябинске 1000 руб. Срок платежа наступает 1 января будущего года. Платить нечем, средств нет. В виду этого попечительство церкви обращается к боголюбивым жертвователям помочь своими пожертвованиями и вывести попечительство из затруднительного положения.

газета «Отклики Кавказа» № 247, № 260, 23 ноября 1916 г.

‘Приход без священника»

Прихожане Троицкой церкви просят отметить, что вновь построенная большими трудами прихожан церковь до сих пор остается без священника.

Ьыл назначен священник из Николаевской церкви, но тот отказался занять назначенное ему место и предпочел остаться в Николаевской церкви. При таком положении прихожане, имея церковь, остаются без священника. И когда оудет назначен другой священник — неизвестно.

Между тем, прихожане в будние дни для треб принуждены обращаться к священникам Николаевской церкви и привозить их на извозчиках, а это сопряжено с большими неудобствами и большими расходами.

газета «Отклики Кавказа» № 247, 6 ноября 1916 г.

«Безвыходное положение»

Вновь построенная церковь во имя Св.Троицы состоит должной колокольному заводу Соколова в Челябинске 1000 руб. Срок платежа наступает 1 января будущего года. Платить нечем, средств нет. В виду этого попечительство церкви обращается к боголюбивым жертвователям помочь своими пожертвованиями и вывести попечительство из затруднительного положения.

газета «Отклики Кавказа» № 247, № 260, 23 ноября 1916 г.

 

Православный календарь

Scroll to Top